Форум » Санкт-Петербург » Александровская колонна » Ответить

Александровская колонна

Triv: На данном сайте неоднократно появлялись и появляются статьи о недостоверности истории строительства Санкт-Петербурга. Попытке как можно полнее собрать и систематезировать доказательства фальсифицированности «бумажной» истории Санкт-Петербурга и обязан своим появлением раздел «Санкт-Петербург. История строительства». Если версия с фальсификацией истории города верна, то надо понимать, что царская государственная машина сделала все возможное, чтобы обман был не замечен. Так неужели все жители города участвовали в этом чудовищном заговоре? Конечно нет. Жители (те, кому не положено) и не подозревали , что на их глазах происходит грандиозное строительство города. Реставрационные работы, ремонт действительно производились. Частично было и новое строительство. Но отнюдь не полное строительство города, которое в целом завершилось к середине XIX века. Что мы и видим на круговой панораме города, сделанной с башни Адмиралтейства в 1861 году. Основной прием фальсификации - это умалчивание происходящих событий с последующей публикацией нужных материалов. Подмена одних материалов на другие. В частности, кто может доказать подлинность всех номеров газет, находящихся в библиотеках. Они распостранялись ограниченно по подписке, а не через ларьки Союзпечати. Все экземпляры подконтрольны. Проверив отсутствие определеннх номеров газет у подписчиков, можно через определенное время заменить отдельные экземпляры газет на нужные перепечатки и передать в фонды библиотек. А, может быть, перепечатать полностью, снабдив страницы сквозной годовой нумерацией, как сделано это в «Санкт-Петербургских ведомостях». Задержка выпуска литературы по истории города. Например, книга А.И. Богданова «Описание Санктпетербурга 1749-1751» поступила в продажу в 1799 году в обработке В.Г. Рубана. Только четвертое издание книги И.Г. Георги «Описание российского-императорского столичного города Санкт_Петербурга и достопримечательносте в окрестностях оного, с планом» появилось на русском языке со значительными исправлениями и сокращениями в 1794 году. Многие копии чертежей различных проектов XVIII века создаются в тридцатые годы XIX века, причем, оригиналы при этом исчезают... Но всю работу по фальсификации выполняли люди. А им свойственно иногда ошибаться. Вот эти разнообразные огрехи цензоров, писателей, архитекторов, строителей и пр. позволяют разоблачать ложь в истории города. Для удобства материал будет разложен по темам. Данная тема посвещена всем вопросам по Александровской колонне.

Ответов - 170, стр: 1 2 3 4 5 All

Triv: С официальной историей установки Александровской колонны можно ознакомится здесь. [BR]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0 [BR]http://www.youtube.com/watch?v=8bEvkFJIXRg То, что для «изготовления» и «установки» колонны был назначен «по конкурсу» Монферран, вполне понятно. На переправе коней не меняют и, однажды назначенный Монферран на должность строителя-реставратора с обязанностью предоставления рисунков по выломке, доставке и установке гранитных монолитов, как нельзя лучше подходил для нового предприятия. Понятно, что альбомы Монферрана выпускались в штучных экземплярах и непосвященным к ним доступ был закрыт. Даже сейчас, в наше казалось бы безцензурное время, мы можем ознакомится лишь с отрывками из этих альбомов. Текст же этих альбомов был переведен в советское время с грифом «Для служебного пользования» и пока недоступен для простых смертных, кроме высказываний, приведенных в книге О.А. Чеканова, А.Л. Ротач Огюст Монферран. Ленинград, Стройиздат, Ленинградское отделение, 1990. Удивляет появление в 1828 году подробного (уж слишком подробного для возможностей 1828г) плана столичного города Санкт-Петербурга под начальством генерал-майора Шуберта. На нем уже обозначено место для установки монумента, а по круглым очертаниям становится понятно, что установливаться будет колонна, а не обелиск. (Количество отпечатанных экземпляров этого плана мне неизвестно, но думаю — единицы). А ведь только «в начале декабря 1829 года «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I -му поставить на том месте, как показано на плане». В.К. Шуйский Огюст Монферран. История жизни и творчества. - Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр.189 РГИА, ф.1311, оп. 3, д. 1, л. 2 об., 3, 6-8., 15,30,34. Но и это еще не все. Это уникальное место еще в 1753 году «застолбил» Ф.Б. Растрелли. Правда здесь он планировал установить памятник другому императору — Петру I. Эрмитаж. История и архитектура зданий. Издательство "Аврора", Ленинград, 1974г., стр. 40-41. А еще раньше, вопросом памятника, воспевающего великие победы Петра, в виде триумфальной колонны, занимался его отец — Бартоломео Карло Растрелли. Правда план с местом установки триумфального столпа, повидимому, не сохранился. Известно только, что его собирались устанавливать на центральной городской площади. Этот столп планировался по указанию самого Петра. "Об интересе Петра к такого рода монументальным памятникам свидетельствует сделанный в 1717г. перевод пояснений к гравюре с чертежами столпов. В них среди двадцати видов упоминаются «столпы исторические, которые репрезентуют дела воинские, с перевязями... и на них статуи», а также «колумна триумфальная с конной фигурой наверху и разными коронами, которые значат разные дела». Тем же годом датируется и план Петербурга, на котором обозначено место, где должна быть установлена Триумфальная колонна. Это показывает , что Петр твердо решил украсить новую столицу памятником, который бы свидетельствовал «пребудующим родам» о славных деяниях его времени. Прежде всего необходимо было выбрать тип Триумфального столпа. В перечне своих работ живописец Л. Каравак отмечает, что в 1718г. Он выполнил «12 портретов, сиречь чертежей, триумфальной колумны, которую моделировал г-н Растрелли, и оные отданы иноземцу Зингеру» в царскую токарню. В начале 1721г., когда стало совершенно очевидным, что приближается конец многолетней войне и уже близко заключение желанного мира, Растрелли получил царское повеление сделать модель - «образец столпа триумфальный, чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные». Выполнив волю Петра, Растрелли представил для одобрения первую модель Триумфального столпа, вышиною метр тридцать семь сантиметров. Триумфальный столп был задуман в виде колонны на высоком постаменте из десяти ступенек с цоколем. Колонна венчалась алегорической скульптурной группой: Петр — скульптор, высекающий из камня «статую, репрезентующую Россию» Петр при осмотре распрядился сделать вторую — большую медную модель столпа и прежде всего отлить один образцовый цилиндрический барельеф-патрон. Растрелли был убежден, что исполнение столпа — дело ближайшего времени и говорил об этом Берхгольцу еще в начале года, показывая ему модели монументов в своей мастерской. В «Дневнике» Берхгольц записал, что после окончания двух статуй Петра Растрелли «сделает большую колонну, на которой будут изображены все победы императора». ...Не был забыт и Триумфальный столп. 13 августа 1725г. Екатерина I приказала «делать начатый при...вечнодостойном памяти его и.в. медный столб, на котором изображены будут разные баталии казенными мастерами». Когда рельефы были отлиты в бронзе, казалось, что идея Петра воздвигнуть Триумфальный столп на берегах Невы на центральной городской площади будет воплощена. В марте 1747 г. Сенат по доношению Нартова отпусает Академии наук 2000 рублей «на важное и нужное для вечной славы и памяти героических дел Петра Великого исправление Триумфального столпа», который уже «во многие тысячи стал»; Сенат также дал указ отпустить в распоряжение Нартова из Канцелярии от строений и Канцелярии главной артиллерии всех нужных ему мастеров и художников. В 1750-1751гг. Нартов предпринял последнюю попытку закончить модель Триумфального столпа. Годы шли, но барельефы-модели петровского Триумфального столпа оставались в забвении, и только в 1938 г. они были частично смонтированы для выставки произведений Растрелли в Русском музее". Н.И. Архипов, А.Г. Раскин. Бартоломео Карло Растрелли 1675-1744, Л.-М. "Искусство" 1964г., стр. 41-47. Как видно из приведенных выше выдержек, столп до пятидесятых годов XVIIIв был задачей государственной важности. Еще одним претендентом на уникальное место на дворцовой площади оказался художник Михаил Иванович Махаев. В своей книге К.В. Малиновский предоставил уникальную возможность исследовать два неизвестных до настоящего времени подготовительных рисунка к гравюрам «Проспект в низ по Неве реке между зимнем Ея Императорского Величества домом и Академию Наук» и «Проспект в верх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку». Оба этих рисунка чудом сохранились в собрании С.Э. Чобана. Сначала рассмотрим часть второго рисунка с «зимнем Ея Императорского Величества домом». В углу мы видим три церковных купола. Для сравнения современное фото На официально разрешенной гравюре это место отрезано. Если теперь посмотрим на первый рисунок с видом на тот же «зимней Ея Императорского Величества дом» то не увидим куполов, которые появляются на официально разрешенной гравюре. Т.е. окончательно купола убрать не рискнули, а лишь решили перенести в другое место. Эти же купола есть еще на одном рисунке. Только приделаны они к крыше очень неестественно (на склоне, а не на самой высокой точке кровли), по сравнению с куполом слева. Итак, на нашем уникальном месте, судя по рисункам М.И. Махаева, находился храм... А по планам Ф.Б. Растрелли там должен находится памятник Петру (не исключено, что это не реализованная отцом Б.К. Растрелли триумфальная колонна в честь побед Петра)... Теперь рассмотрим акварельный рисунок Г.Г. Гагарина "Александровская колонна в лесах" 1832-1833гг. [BR]http://www.belygorod.ru/img2/1000_rushud/Used3/0GagarinG_StroitAlekKolonGE.jpg

Urbane: Продолжайте, я жду Ваш полный вариант. Потом можно будет обсудить.

Triv: Для справки: Гагарин Григорий Григорьевич (15.05.1810 - 18.01.1893) - "1829 -вступил в Минестерство иностранных дел секретарем (актуариусом) и прикомандирован к русскому посольству в Париже. 1832-1833 -перемещен в Азиатский депортамент Минестерства иностранных дел. 1833, апрель - пожалован в камер-юнкеры. 1834, июль, 3 - причислен к русской миссии в Константинополе. 1835, июнь, 6 -получил чин тайного советника (?). 1837, август, 3 -младший секретарь русского посла в Мюнхене. 1839 - возвращение в Россию. 1840, апрель, 3 - чиновник особых поручений при Азиатском депортаменте. 1841, июль, 1 -поручик Лейб-гвардии Гусарского полка. 1842, август 15 -(нрзб.) 1850, январь, 2 - получение Св. Владимира IV степени за отличие в сражении при Кюрюк-Дере. 1858, август. 30 - генерал майор с назначением в свиту е.и.в., 1859, май, 28 - вице-президент Академии художеств. 1864, ноябрь, 4 - тайный советник и гофмейстер двора е.и.в. 1872, ноябрь, 4 - почетный член Академии художеств. 1893, январь, 18 - умер. ГНБ, ф. 218, к. 680, ед. хр. 84, л.1-3. Выдержки из статьи А.В. Корниловой "Г.Г. Гагарин в Питербурге": «В Петербурге и его окрестностях существует множество мест, непосредственно связанных с именем Г.Г.Гагарина (1810-1893), известного художника, архитектора, вице-презедента Академии художеств, общественного деятеля и автора работ в области теоретического осмысления истоков "русско-византийского" стиля. Многие поколения предков Гагарина родились и прожили жизнь в Петербурге. Сам же Григорий Григорьевич принадлежал к младшей ветви рода, ведшей свое начало от Михаила Ивановича Гагары (XVII колено от Рюрика) Отец его, Григорий Иванович, известный дипломат и государственный деятель, был одним из просвещеннейших людей своего времени. Немалую роль в семействе играла мать художника, Екатерина Петровна, урожденная Соймонова. Она происходила из древнего и знатного рода. Отец ее, Петр Александрович, служил статс-секретарем Екатерины II, а дед со стороны матери - генерал-майор И.П. Болтин, был известным историком. Свидетельством того, что Гагарин начал рисовать достаточно рано, служат подписи под его рисунками: "G. Gagarine 1816" или на альбомных переплетах. Дом Гагариных в Риме стал одним из центров русской художественной жизни. Постоянными посетителями его были пенсионеры Академии художеств: Карл и Александр Брюловы, Ф.И. Бруни, С.Ф. Щедрин, П.В. Басин, С.И. Гальберг. Вместе с К.П. Брюловым Гриша Гагарин писал декорации для домашнего театра. У него (у Брюлова) многому можно научится, и Гагарин учился, не подражая, но со вниманием наблюдая за работой мастера. Обеспокоенный июльскими событиями отец художника, Григорий Иванович, приехал в Париж и, уладив дела, увез сына в Италию, а затем и в Россию. Путь на родину был долгим. Впечатления от него сохранились в дорожных зарисовках Гагарина. Собственно , дорожные альбомы - небольшие карманные книжки в холщевых переплетах с петелькой для карандаша- своеобразные рисованные дневники. Каждый день, чем-либо примечательный для владельца, каждое впечатление находило здесь свое место. Виды городов и отдельных памятников, их непрерывное чередование , словно кадры видового документального кинофильма, только в графическом исполнении, проходят перед зрителем. Именно дорожные альбомы Гагарина с хроникальной точностью подтверждает даты его отъезда из Италии и возвращения в Петербург. Здесь и палуба корабля, на котором отбыли путешественники, и города, которые они проезжали, и Кронштадт, где впервые после шестнадцатилетнего отсутствия ступили на русскую землю. И, наконец, - Петербург. Впечатления Гагарина от первого знакомства с Петербургом нам неизвестны, выссказывний по этому поводу не сохранилось. Однако симптоматично, что в дорожном альбоме сразу же после изображения набережной Кронштадта следует набросок Казанского собора со стороны Невского проспекта и силуэт Петропавловской крепости. Кроме этих памятников , ставших символами Петербурга, других архитектурных мотивов в альбомах Гагарина этого периода не встречается. Художника явно привлекали жанровые уличные сценки: мужики-каменотесы на набережной Мойки, обрубавшие молотками гранитные глыбы, прачки, полощущие белье у спуска к Екатериненскому каналу, разносчики и торговцы с лотками и корзинами. Вереницы сцен и типов , чередуясь друг с другом, словно в калейдоскопе, мелькают на страницах альбомов, воскрешая быт, схваченный наблюдательным и зорким взглядом рисовальщика. Эти яркие и убедительные образы во многом сродни тем, что часто встречается в альбомной графике тех лет, принадлежащей художникам - любителям. Их роднит живость восприятия, непосредственность видения и легкая очерковая манера рисунков, сделанных на лету и не претендующих на звание художественного произведения. Собственно, графика Гагарина этого периода и была продолжением альбомных штудий французского и итальянского периода, Петербург лишь внес свой особый колорит. Служба в Коллегии Министерства иностранных дел ввела Григория в новый для него мир чиновно-бюрракратического Петербурга. Альбомы этого периода являются своеобразной хроникой , повествующей о буднях Азиатского депортамента. На переплете одного из них в овальном картуше помещена надпись: "Russie. 1833. 31 page. Groquie" ( "Россия. 1883. 31 страница. Наброски"). На обороте переплета - другая надпись, уже по-русски, - "Чин чина почитай, и дом дому не указ". Протоколист по должности и рисовальщик по призванию, Григорий Гагарин внимательно фиксировал все увиденное и аккуратно заносил в свой альбом». Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 4. - СПб.: "Белое и черное", 1997. Стр. 237-272. Итак, что мы видим на рисунке Гагарина? Весьма хлипкие для подъема 600-тонной колонны леса, установленные на развалинах какого-то здания. На рисунке не трудно увидеть у этого здания проемы двух окнон, толщину стен в проеме и разломе, осыпавшуюся штукатурку, сделанную по дранке , гору разобранного кирпича, следы краски... [BR]http://www.belygorod.ru/img2/1000_rushud/Used3/0GagarinG_StroitAlekKolonGE.jpg А вот так должны выглядеть леса по Монферрану А учитывая Махаевские купола... Я думаю, что если хорошенько и аккуратно копнуть, то можно будет увидеть следы фундамента этого здания. Само название праздника открытия колонны, а не ее установки, тоже наводит на мысль об открытии колонны, закрытой стенами храма. Теперь проследим за процессом установки колонны по проекту Монферрана. «Так как подобного рода операция с 600-тонным гранитным монолитом производилась впервые, Монферран разработал подробную инструкцию по его подъему, Согласно этой инструкции, поднятие колонны осуществлялось посредством 60 воротов, расположенных вокруг лесов в два ряда. Каждый ворот должны были обслуживать 29 человек: "16 солдат у рычгов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер ... Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько можно возможно равносильнее, поставятся 10 десятников. 120 человек работных людей размещалось наверху лесов, чтобы следить за исправностью блоков, а внизу 60 человек "для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, случае если бы поднятие оной нужно было бы при остановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колон, с правой и с левой сторон, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под помостом при катках, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребляются для подлива известкового раствора между колонною и базою. 15 человек плотников и 1 десятник будут находиться в готовности на случай непредвиденный... Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находиться на месте производства во все время поднятия колонны" В.К. Шуйский Огюст Монферран, стр.199-200 Кабестан по принципу действия напоминает современную шкотовую односкоростную лебедку без стопора. Могли бы при каждом кабестане утку хотя бы прикрепить для застопоривания канатов, мало ли что. И вот эти 24 (16+8резерв) солдата попеременно в течении 1 часа 45 минут упираются в рычаг ворота без перерыва, при этом переступая канат два раза за оборот. Это не спортсмены, а простые русские солдаты. Вам приходилось когда-нибудь толкать машину? А в течение 1 часа 45 минут, хоть и с подменой? А если реально, не на бумаге, работает ли система Монферрана? Есть схема крепления [BR]http://3.bp.blogspot.com/_i1NcdhM8zlM/SquSG_ACN3I/AAAAAAAAABs/-nkY0V6D9BY/s1600-h/ris024.jpg А есть картинка в работе [BR]http://3.bp.blogspot.com/_i1NcdhM8zlM/SquSalhr9sI/AAAAAAAAAB0/dCVJpuVSi8Y/s1600-h/ris028.jpg [BR]http://gallerix.ru/album/Hermitage-1/pic/glrx-558981323 Колонна получается подвешена как таран. Если все начнут одновременно крутить вороты с одинаковым усилием,то колонна просто будет подниматься вверх в почти что горизонтальном положении(конечно с наклоном из-за смещения центра тяжести). Для того, чтобы колонна стала принимать вертикальное положение, одна часть солдат должна крутить быстрее, другая медленнее. При этом нагрузки и скорости вращения будут существенно отличаться. Причем все это надо делать синхронно, учитывая, что происходит перераспределение нагрузок. Вообще по команде раз-два и и русское ура ничего не получится. Должна быть рассчитана сложная кривая нагрузок и соответствующих команд. Второе: не очень то понятно, как система с шестьюдесятью блоками (30 полиспастами) с каждой стороны колонны не запутается по мере подъема, ведь все веревки под нагрузкой вытягивается в одну линию. Кстати, на последнем рисунке Монферран уверенно рисует 12 солдат у рычагов, вместо 16, и 8 в резерве, наверное он забыл, что сам написал в подробной инструкции. Любопытная вещь. Как только хотят нам добавить убедительности в происходящих событиях с тяжестями, так сразу возникают ЧП и появляются подробности обмана при расчетах рабочих. ЧП при перевозке колонны было достаточно. Александровская колонна при погрузке чудом не упала в воду и "за благополучное проведение сложнейшей операции по спасению гранитного монолита граф Литта был пожалован кавалером ордена Святого Владимира. При подходе к острову Варпусари ударились о подводный камень... У самого сильного парохода, именуемого "Николай", переломился большой чугунный вал, на коем осноывался весь механизм паровой машины... Судно качало и било волнами в бок необыкновенным образом так, что подставки, находившиеся внутри судна, и контрафорсы, укрепляющие колонну на палубе, трещали и расходились в своих составах...Наконец, последовали три столь сильных удара в бок судна, один после другого, что судново всех своих укреплениях затрещало ужасным образом... Я(подрядчик Василий Яковлев), призвав в помощь бога, принялся сам забивать в ослабевших местах между контрафорсов и подставок деревянные клинья...Наконец волнение стало уменьшаться, и мы, пройдя Толбухин маяк, благополучно пришли на другой день в 6 часов в Кронштадт, откуда, снявшись и дойдя до вех, принуждены были остановиться по причине весьма малой воды, не способной к проходу судна..." Выдержки взяты из книги В.К. Шуйский Огюст Монферран История жизни и творчества, стр.194-195 Последняя картинка показывает также плохую остойчивость судна. Любопытно было бы ознакомитья с перепиской того времени. Такие чудеса происходят на глазах, как не поделиться с друзьями и близкими. Однако, при описании тех событий ссылок на письма не встречаютя. Может быть, в письмах этих описаний нет ввиду отсутствия событий?..

Triv: О рисунке Г.Г. Гагарина стоит добавить, что до 1917г. он хранился в библиотеке Александра II в Зимнем дворце. (т.е. был недоступен для широкой публики). Есть еще в ГРМ незаконченный карандашный набросок, аналогичный этой акварели. Сам князь Г.Г. Гагарин был членом Комиссии построения... О.А. Чеканова, А.Л. Ротач. Огюст Монферран. Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1990. Стр. 124. Для полноты представления приведу здесь описание подъема колонны из альбома Монферрана: "На платформе, окружавшей леса, были установлены по двум плоскостям кругообразно 60 стальных кабестанов в шахматном порядке. Канаты идущие от этих кабестанов, образовали соответствующееим количество радиусов равной длины и доходивших до центра лесов. Кабестаны были сгрупперованы в четыре класса. 16 солдат (а на рис. показано12солдат -Triv) оперировали рычагами, пять матросов (в инструкции-4 - Triv) тянули канаты и направляли их. Восемь других солдат составляли резервный взвод. При каждом кабестане находилось по одному унтер-офицеру, наблюдавшему за порядком. Он руководил солдатами, заставляя их идти в ногу ускоренным шагом (под нагрузкой 1час 45 мин. -Triv), смотря по обстоятельствам. Он же замеял уставших людей другими, из резерва, не прерывая движения (как джигиты на конях — Triv). Кроме того было прислано 1440 солдат, 60 унтер-офицеров, 30 баробанщиков различных гвардейских полков и 300 матросов с 15 унтер-офицерами, а также необходимоеколичество офцеровсаперных гвардейских батальонов. При помощи этих отрядов под командованием генрал-майора Шильдера поддерживался порядок, столь необходимый при всей этой операции. Десять десятников размещались между лесами и следили за равномерным натяжением канатов. Четыре помощника главного архитектора находились по углам лесов. Каждый из них наблюдал за группой кабестанов. На лесах сотни матросов направляли полиспасты во избежании спутывания их. Шестьдесят наиболее опытных, с русской смекалкой, энергичных рабочих на самой колонне, среди паутины канатов, направляли полиспасты. Шестьдеят каменщиков у блоков «обратного вращения» следили за тем, чтобы никто не подходил близко. Тридцать других рабочих направляли ролики, постепенно снимая их. Шесть каменщиков у самого пьедистала подливали раствор на гранитную плиту. Один десятник помещался на высоте 6 метров для подачи сигнала колоколом. Один офицер флота находился на самой верхушке лесов для водружения государственного флага, как только колонна встанет на пьедестал. У самих лесов присутствовали хирург для оказания первой помощи в случае какого-либо увечья. Наконец, имелась на готове резервная команда рабочих с инструментами и материалами на всякий непредвиденный случай... Когда на часах Зимнего пробило два раза, раздался троекратный удар колокола и одновременно с этим сигналом начался подъем колонны. Это было любопытное зрелище — лежащий монолит колонны из красного гранита в 28 метров длиной и 3,5 метра в диаметре, опутанный канатами, из которых, как в тумане, вырисовывались шесть десятников, ловких широкоплечих молодцов, подлинных Геркулесов, вместо палиц — с железными рычагами, спокойно ожидавших подъема вместе с монолитом... Вокруг царила глубокая тишина, прерываемая лишь глухим звуком — гулом кабестанов...Трудно описать внезапный переход от мучительно душевной тревоги к чувству удовлетворения, какое испытал каждый , когда колонна была установлена и когда всякая мысль об опасности отпала. Бурные крики «Ура!!!» неслись со всех сторон площади, энтузиазм достиг предела и довел многих, имевших доступ на платформу, до такого состояния, что они бросились подбирать остатки от раздавленных роликов и уносили их на память» (быть может у кого-нибудь осталась в семье памятная вязанка щепок? - Triv). О.А. Чеканова, А.Л. Ротач. Огюст Монферран. Стр.202. А вот что записано об этом событии в дневнике графини Долли Фикельмон от 15 сентября 1832г.: «...Над огромным помостом вокруг постамента обелиска были натянуты тенты. Там расположился весь Двор, дипломатический корпус, много военных; 2000 солдат гвардии с 400 бородатыми мужиками крутили кабестаны. На дворцовой площади собралась огромная толпа, люди глядели из окон, взгромаздились даже на крыши. После поданного сигнала воцарилась глубокая тишина. Рабочие благочистиво прочитали молитву, а затем Император с Цесаревичем и Великим Князем Михаилом привели в движение первую лебедку (вот бы посмотреть — Triv). В чистосердечии этого акта в память Императора Александра, в принесенной ему публичной дани уважения содержалось нечто столь торжественное и трогательное, что у меня на глазах выступили слезы. Не знаю, ощутили ли то же самое и другие, но весь этот день я была охвачена таким волнением, словно душа Императора, которого мы все так любили, снизошла с небес и витала над нами. Императрица хорошо чувствовала это, потомучто также была чрезвычайно взволнована. Подъем продолжался один час сорок пять минут. Оборвался всего лишь один трос (ну вот традиционное маленькое ЧП -Triv), и это вызвало небольшой переполох среди рабочих. Но, в конечном счете, все закончилось чудесно...» Долли Фельмон. Дневник 1829-1837. Москва. «Минувшее». 2009. Стр.231. Любопытно, но в дневнике от 13 июля (на следующий день после выгрузки колонны «в присутсвии Их Императорских Величеств и, всей Августейшей Фамилии, Его Королевского Высочества Принца Вильгельма Прусскаго») об этом событии не упоминается...

Triv: Из всего вышеизложенного можно выделить следующие моменты: 1. Странное совпадение желаний Петра I и Николая I увековечить колонной на центральной площади определенных событий. 2. Совпадение мест установки памятника Петру по проекту Ф. Б. Растрелли и монумента Александру I по проекту О. Монферрана. 3. Удивительный предварительный рисунок Махаева с куполами храма на месте будующей колонны. 4. Также удивительная прозорливость составителя подробного плана 1828г в том, что и куда поставить соизволит повелеть император в декабре 1829г. с точным указанием места круглой колонны, а не квадратного в сечении обелиска по проекту Монферрана 1829г. [BR]http://s51.radikal.ru/i133/0910/9b/bf677d484d5e.jpg Н.П. Никитин Огюст Монферран. Издание Ленинградского отделения Союза Советских архитекторов. Ленинград. 1939. Стр238. 4. Очень странный рисунок Г.Г. Гагарина с лесами на развалинах здания (а не каменном плитном основании по проекту Монферрана) в том месте, где у Махаева нарисован храм. 5. Сомнительная возможность подъема колонны по описанию и рисункам Монферрана. 6. Не соответствие текстового описания подъема колонны и изображения (12 солдат вместо 16) на рисунке. 7. Отличия в описании процесса подъема, сделанные в дневнике графиней Долли Фикельмон. 8. Отсутствие упоминанй о подъеме колонны в частной переписке. Сюда же можно добавить Монферрановский рисунок тоже с довольно таки с сомнительным переворотом заготовки. Во-первых, чтобы так отделить заготовку снизу, сверла-пробойники и т.п. должны были просто лежать на земле. И их, при этом, необходимо забить в камень пудовыми кувалдами... (Для полной проходки необходимы были разные сверла-пробойники: от 0,5м до 4м толщиной около 5 см. Можно было бы их и в музей, наряду с моделью лесов, поставить, но чего-то не видно.) Во-вторых, непонятно, как отодвинули заготовку на толщину бревен. В-третьих, неясно крепление канатов к заготовке и дальнейшее развитие процесса переворота. В-четвертых, сомнительна достаточность количества бревен для переворота, учитывая переломы подобных бревен при погрузке на судно. Сторона заготовки должна была быть около четырех метров, а длина не меньше 28 метров.

Triv: Интересно ознакомится с прологом книги Н. Морозова "Миражи исторических пустынь" [BR]http://doverchiv.narod.ru/morozov/10-00-00.htm И со статьей Н. Б. Николаева "Физические начала архитектурных форм" http://artifact.org.ru/detalirovka-voprosov-globalnoy-teorii/b-nikolaev-fizicheskie-nachala-arhitekturnih-form.html ее продолжение http://artifact.org.ru/detalirovka-voprosov-globalnoy-teorii/b-nikolaev-fizicheskie-nachala-arhitekturnih-form-2.html Небольшая бочкообразность, как мне кажется, присутствует на обеих фотографиях: 1861г. На ней также видны горизонтальные полосы на колонне. Но об этом будет сказано в теме Исаакиевский собор. 2006г. Проверить это можно только точными измерениями. Любопытны также высказывания в статье Синюкова Б.П. [BR]http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p/038_nikolaev.shtml Правда я не думаю, что Рим молоденький город.

Urbane: Начать обсуждение, полагаю, стоит с двух гравюр из парижского альбома Монферрана, изданного в 1836 году: Мосье Монферран "забыл" в какое время строился (им же самим) Исаакиевский собор? О достоверности карт: С 1833 по 1838 год была проведена большая работа по выявлению планов, чертежей и всех проектов застройки Петербурга со дня основания с целью создания исторического плана города. Руководил работами А.А.Майер. Собранные им материалы составили 7 рукописных атласов (разделены по периодам), к каждому приложен генеральный план Петербурга, отображающий подлинную застройку города в данный период. В 1839 году 7 генеральных планов были изданы в виде атласа "Исторические планы столичного города Санктпетербурга с 1714 по 1839 год". Источник - Коллекция планов Санкт- Петербурга О достоверности русской истории до 1762 года: Екатерина плохо знала положение этого народа до воцарения и имела очень мало средств узнать его: русский двор при Елизавете стоял слишком далеко от России не только географически, но еще более нравственно. Источник - В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LXXVI. То есть, ни Романовых, ни православия до 1762 года в России не было. Следовательно, все картинки с изображениями православных церквей, а также "зимних" и "летних" императорских дворцов в Петербурге недостоверны. Меня очень веселят "летние" дворцы в городе. В приложении к Петербургу термин "зимний" - означает городской, а "летний" - загородный.

Triv: Urbane пишет: О достоверности карт: Наибольший интерес, как мне представляется, вызывают два картографических шедевра - это Аксометрический план 1765-1773гг. и подробный план столичного города Санкт-Петербурга под начальством генерал-майора Шуберта. 1828г. Очень интересны также фрагменты карт, приведенные в Вашей статье "Новая католическая". Мне кажется, что картография заслуживает хоть и короткой, но отдельной темы. Urbane пишет: О достоверности русской истории до 1762 года: О правителях XVIII века у меня собрано мало информации. Но сам век задает много вопросов, например, история русского языка. Удивительно, но до Петра говорили на русском, а писали на церковнославянском языке, которого в основном никто не понимал... Печатных грамматик руского языка на русском до Ломоносова вообще не было. Очень сомнительно, что со времен Ломоносова до Пушкина у неграмотного народа сформировалась мощнейшая и сложнейшая в мире грамматика. Есть подозрения, что она уже была полностью сформирована, но тогда, при столь сильной грамматике, должна бы быть и русская писменность. Но ее нет и следов не видно. Или очень тщательно эти следы скрыты... Перечислю все известные грамматики доломоносовские грамматики: 1. "Grammatica Russica" Г.В. Лудольфа (1696г.) на латинском языке. 2. Анонимная грамматика 1730г. на французском языке - очень неполная и содержащая по существу только фрагментарные замечания, - автором которой является, предположительно, И.С. Горлицкий. 3. Краткая грамматика В.Е. Адодурова, изданная (опять-таки без указания автора) в качестве приложения к лексикону Вейсманна 1731 на немецком языке. 4. Грамматика - Михаила Грёнинга 1750г., вышедшая на шведском языке. Последняя грамматика - наиболее обстоятельное из доломоносовских описаний русского языка. Б.А. Успенский. Первая русская грамматика на родном языке (Доломоносовский период отечественной русистики). Москва. Издательство "Наука". 1975. Стр. 7-9. О русском языке XVIII века и, не только, очень полезен Сайт Екатерины Кисловой http://ekislova.ru/

Urbane: Triv пишет: мы и видим на круговой панораме города, сделанной с башни Адмиралтейства в 1861 году Откуда дата? Согласно сведениям музея городской скульптуры, фонари вокруг колонны установлены только в 1876 году. Triv пишет: Теперь рассмотрим акварельный рисунок Г.Г. Гагарина "Александровская колонна в лесах" 1832-1833гг. В указанные годы Гагарин находился за границей - по сей причине его рисунок не является достоверным. Triv пишет: Мне кажется, что картография заслуживает хоть и короткой, но отдельной темы. Согласна. Triv пишет: Очень сомнительно, что со времен Ломоносова до Пушкина у неграмотного народа сформировалась мощнейшая и сложнейшая в мире грамматика. По моему мнению, церковнославянским языком (изначально "мёртвый" язык, т. е. не разговорный) пытались "испортить" русский язык. Что касается грамматики - достаточно вспомнить знаменитую "глокую куздру".

Triv: Urbane пишет: Откуда дата? В аннотации к панораме сказано: Для определения года съемки потребовалось изучение многих архивных документов, а также самой панорамы. Исходя из того, что Адмиралтейская набережная на снимке еще не реконструирована, а Дворцовый мост- наплавной, не существует Румянцевский сад и колокольня св. Екатерины на Васильевском острове, но уже открыт памятник Николаю I на Исаакиевской площади и купол церкви св. Пантелеймона в строительных лесах, удалось определить время исполнения панорамы - 1861г. Urbane пишет: В указанные годы Гагарин находился за границей - по сей причине его рисунок не является достоверным. "По приезде в Петербург братья Григорий и Евгений Гагарины были представлены ко двору, где встретили прекрасный прием. Их сразу же определили по дипломатической части, причислив к Министерству иностранных дел, по Азиатскому департаменту. Коллегия иностранных дел занимала длинное двухэтажное здание с колоннами на Английской набережной. Здесь, в кабинете управляющего, выходившего окнами на Неву, Григорий Гагарин был представлен министру, статс-секретарю Карлу-Роберту Нессельроде и назначен на должность протоколиста с 6 июня 1832 года. В мае 1834 года уже готовилось предписание по Азиатскому департаменту, в котором Григорию Григорьевичу Гагарину определялось новое место службы, далекое от Петербурга. Он был "причислен" к русской дипломатической миссии в Константинополе и в июле 1834 года отправился туда через Крым". Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 4. - СПб.: "Белое и черное", 1997. Стр. 242, 261. Т.е. с июня 1832 года по июль 1834 года Г. Гагарин находился в Санкт-Петербурге. А рисунок соответствует виду из окон Министерства иностранных дел на Дворцовой площади. Urbane пишет: По моему мнению, церковнославянским языком (изначально "мёртвый" язык, т. е. не разговорный) пытались "испортить" русский язык. Что касается грамматики - достаточно вспомнить знаменитую "глокую куздру". Мне кажется, что вопросами языка до середины XVIII века не занимались его носители, что и приводило к уродливым и длинным предложениям. Ведь историю России тоже писали иностранцы.

Urbane: Triv пишет: Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 4. - СПб.: "Белое и черное", 1997. Стр. 242, 261. Т.е. с июня 1832 года по июль 1834 года Г. Гагарин находился в Санкт-Петербурге. На какие-то источники XIX века есть ссылка в этих исследованиях? Недавно во Франции "затерянную" могилу Монферрана нашли... У Брокгауза иная информация: Гагарин, Григорий Григорьевич (князь) — обергофмейстер двора Его Императорского Величества; художник-любитель, род. 29 апреля 1810 г., до 13-летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиене. По выходе из этого заведения в 1826 г., состоял при российских посольстве в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре за тем отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев. Объяснение живописных развалин - в Вашей же картинке: Подпись: Конструкция гранитного пьедестала и лесов с каменным основанием для установки колонны. Литография Ру по рисунку О. Монферрана. 1836 г. Именно каменное основание Г. Гагарин и нарисовал.

Triv: Urbane пишет: На какие-то источники XIX века есть ссылка в этих исследованиях? Не знаю к какому веку относится следующий текст, но местами он подробнее сообщения Брокгауза: Гагарин Григорий Григорьевич (15.05.1810 - 18.01.1893) - "1829 -вступил в Минестерство иностранных дел секретарем (актуариусом) и прикомандирован к русскому посольству в Париже. 1832-1833 -перемещен в Азиатский депортамент Минестерства иностранных дел. 1833, апрель - пожалован в камер-юнкеры. 1834, июль, 3 - причислен к русской миссии в Константинополе. 1835, июнь, 6 -получил чин тайного советника (?). 1837, август, 3 -младший секретарь русского посла в Мюнхене. 1839 - возвращение в Россию. 1840, апрель, 3 - чиновник особых поручений при Азиатском депортаменте. 1841, июль, 1 -поручик Лейб-гвардии Гусарского полка. 1842, август 15 -(нрзб.) 1850, январь, 2 - получение Св. Владимира IV степени за отличие в сражении при Кюрюк-Дере. 1858, август. 30 - генерал майор с назначением в свиту е.и.в., 1859, май, 28 - вице-президент Академии художеств. 1864, ноябрь, 4 - тайный советник и гофмейстер двора е.и.в. 1872, ноябрь, 4 - почетный член Академии художеств. 1893, январь, 18 - умер. ГНБ, ф. 218, к. 680, ед. хр. 84, л.1-3. "Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для "Руслана и Людмилы", - писал Гагарин матери 9-21 ноября 1832 года. Правда здесь не прямая ссылка - Найдич Э.Э. Пушкин и художник Г.Г. Гагарин. - Литераурное наследство. М., 1952, т.58, с.269. 6/18 сентября 1833 года Гагарин писал отцу: "Я уже говорил Вам о нашей с Пушкиным затее насчет виньеток, которая должна была принести нам много денег; она отложена на три месяца. Пушкин уехал в Оренбург с Собалевским, где он займется историческими изысканиями; пока что он доверил мне несколько неизданных стихотворений, которые смогут послужить для очень оригинальных рисунков". Этими стихотворениями были "Утопленник", "Гусар" и "Пред испанкой благородной..." Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10т. Л.,1979, т.10, с.321. См. также: ГРМ, р - 23294, 23219. Иллюстрации Г.Г. Гагарина к стихотворениям А.С. Пушкина "Гусар" и "Утопленник". Страницы альбома 1832 - 1833 годов сплошь заполнены изображениями Азиатского департамента. Свойство подписывать и даже подробно надписывать свои рисунки - (разумеется, не предназначенные для печати) - являлось отличительной особенностью работ Гагарина не только в 1830-е , но и в более поздние годы. В 1832 году круг знакомых Гагарина не ограничивался сослуживцами по Азиатскому депортаменту, домами Несельроде и Понятовских. Куда чаще посещал он иных, явно противоположных по духу и настроениям людей. Об этом также говорят альбомные зарисовки, перовые и карандашные наброски, сделанные непосредственно под впечатлением прошедших событий. Один из них имеет надпись: "D'aperes nature p. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, ce 4 juine 1833" - "С натуры князем Григорием Гагариным. Приютино. Сего 4 июня 1833". ГРМ, р - 23157. Urbane пишет: Именно каменное основание Г. Гагарин и нарисовал. У Гагарина на рисункеhttp://www.belygorod.ru/img2/1000_rushud/Used3/0GagarinG_StroitAlekKolonGE.jpg показаны: I - проемы окон II - толщина стен III - край осыпавшейся штукатурки IV - штукатурная сетка V - покраска проема окна А поскольку работы еще будут продолжаться еще два года, то разрушать каменное основание нет никакого смысла. А на рисунке видно именно разрушенное здание с установленными на его остатках лесами. Конечно для каждогого пункта можно придумать какое-нибудь мудренное оправдание, чтобы не уклонится от утвержденной версии установки колонны. Было даже предложение о заборе с окнами... Не стоит также забывать про махаевские купола на этом же месте. Другой художник, а выводы напрашиваются те же. Был храм. Гагаринский рисунок интересен тем, что хранился в царской библиотеке и, разумеется, не предназначался для глаз непосвященных. С другой стороны он отражает действительное положение дел. Ведь рисунков с установкой колонны у Гагарина нет. А там было бы что нарисовать более интересное, чем просто колонна в лесах...

Urbane: Triv пишет: По приезде в Петербург братья Григорий и Евгений Гагарины были представлены ко двору, где встретили прекрасный прием. Их сразу же определили по дипломатической части, причислив к Министерству иностранных дел, по Азиатскому департаменту. Коллегия иностранных дел занимала длинное двухэтажное здание с колоннами на Английской набережной. Здесь, в кабинете управляющего, выходившего окнами на Неву, Григорий Гагарин был представлен министру, статс-секретарю Карлу-Роберту Нессельроде и назначен на должность протоколиста с 6 июня 1832 года. В этом же здании (Английская набережная, 32) в 1802-1832 гг. находилось Министерство иностранных дел. Карта Ф.Ф. Шуберта 1828 года: МИД расположен в восточном крыле Главного штаба. Чему верить? Triv пишет: Не стоит также забывать про махаевские купола на этом же месте. Другой художник, а выводы напрашиваются те же. Был храм. "Махаевская" карта 1753 года (фрагмент): Храм отсутствует. Изображения дворца на карте и на рисунке весьма разнятся между собой. Мог ли очевидец и превосходный рисовальщик Махаев не знать вид дворца?

Triv: Urbane пишет: МИД расположен в восточном крыле Главного штаба. Чему верить? Я так понимаю, что МИД с 1828 года переезжал. "В связи с переездом Министерства иностранных дел в новое здание (напротив Зимнего дворца) в 1828 г. появилось и новое подразделение - Внутренняя хозяйственная часть МИД". http://www.sakhaedu.ru/diplomat/russdip/histdip4.htm Urbane пишет: Изображения дворца на карте и на рисунке весьма разнятся между собой. Мог ли очевидец и превосходный рисовальщик Махаев не знать вид дворца? Если предполагать, что "царская машина" намеренно искажала историю города, то и к творчеству Махаева надо подходить с осторожностью. Я более доверяю избежавшим цензуры рисункам из собрания С.Э. Чобана, чем официальным изданиям гравюр, рисунков и карт Махаева. Вот эти два рисунка. Малиновский К. В. Михаил Иванович Махаев. - СПб.: Крига. 2008. Вклейка между стр. 64 и 65. Их можно сравнить с официальными гравюрами http://www.pavlovsk-spb.ru/sankt-peterburg/371-12-gravyur-mmaxaeva.html?start=12 Любопытно отметить различие плавсредств на гравюрах и на рисунках. Вообще, если сравнивать рисунки и гравюры, то у меня складывается впечатление вторичность рисунков по отношению к гравюрам. В теме "Дома на погребах или погружение Санкт-Петербурга" этот вопрос будет рассмотрен более подробно.

Urbane: Triv пишет: Их можно сравнить с официальными гравюрами Одну из этих гравюр я уже комментировала (Проспект вниз по Неве-реке между зимним Её Императорского Величества домом и Академией наук. Правая часть.): Полностью изображена башня Кунсткамеры, сгоревшая в 1747 году. Здание Кунсткамеры расположено в непосредственной близости к Двенадцати коллегиям - на месте нынешней Академии наук. Triv пишет: Понятно, что альбомы Монферрана выпускались в штучных экземплярах и непосвященным к ним доступ был закрыт. Даже сейчас, в наше казалось бы безцензурное время, мы можем ознакомится лишь с отрывками из этих альбомов. Постоянно забываю - альбомы Монферрана есть в РНБ: http://leb.nlr.ru/edoc/324255/Eglise-cathédrale-de-Saint-Isaac-Description-architecturale-pittoresque-et-historique-de-ce-monument…-par-A-Ricard-de-Montferrand# http://leb.nlr.ru/edoc/324256/Plans-et-détails-du-monument-consacré-a-la-mémoir%20%20%20e-de-l'Empereur-Alexandre#

Triv: Urbane пишет: Постоянно забываю - альбомы Монферрана есть в РНБ: [BR][url=http://leb.nlr.ru/edoc/324255/Eglise-cathédrale-de-Saint-Isaac-Description-architecturale-pittoresque-et-historique-de-ce-monument]http://leb.nlr.ru/edoc/324255/Eglise-cathédrale-de-Saint-Isaac-Description-architecturale-pittoresque-et-historique-de-ce-monument[/url]…-par-A-Ricard-de-Montferrand# [BR][url=http://leb.nlr.ru/edoc/324256/Plans-et-détails-du-monument-consacré-a-la-mémoir%20%20%20e-de-l'Empereur-Alexandre#]http://leb.nlr.ru/edoc/324256/Plans-et-détails-du-monument-consacré-a-la-mémoir%20%20%20e-de-l'Empereur-Alexandre#[/url] Большое спасибо. Эти ссылки позволяют детально рассмотреть рисунки. Жаль что текст не на русском. После "установки" колонн Исаакия, а тем более Александрийского столпа Монферран стал главным "специалистом" по поднятию тяжестей. А в Москве разбитый Царь-колокол весом в 201т 924 кг "не оприходован"(Т.е. лежит себе в яме более 100 лет с 1735 года и ждет специалиста по тяжестям). Естественно, выбор пал на Монферрана. "По проекту Монферрана над ямой установили прочные леса, оборудованные системой блоков с перекинутыми через них канатами. Для наблюдения за подготовительными работами "к поднятию большого колокола из ямы" Монферран вызвал из Петербурга в Москву находившегося в его распряжении рисовальщика П.И. Волхова (нужен не архитектор, не рабочий подрядчик, а рисовальщик -Triv). РГИА, ф. 1311, оп.1, д.854, л. 19. 30 апреля 1836 года московский генерал-губернатор пригласил к себе Монферрана и приказал ему приступить к подъему колокола. На следующий день к 10 часам утра в Кремле собралась огромная толпа (Значит тема подъема колокола наряду с газетами должна звучать в московских письмах этих дней - где они? - Triv). По сигналу Монферрана были приведены в движение вороты, заскрипели от напряжения леса, завертелись блоки, натянулись как струны канаты и, наконец, верхняя часть колокола показалась из ямы. К несчастью, колокол увлек за собой часть металлической решетки, на которой до тех пор покоился (Я уже говорил об обязательности ЧП для правдоподобности - Triv). При этом лопнули два каната, один блок сорвался и с силой ударил по лесам. Однако процесс подъема продолжался, и только после того, как лопнули еще два каната, Монферран приказал прекратить операцию. К великому огорчению, ему пришлось вернуться в Петербург "для отправления в Москву им назначенных 12 кабестанов и 36 блоков железных, из коих 12 об четырех, 12 об трех и 12 об двух чугунных шкивах" (Как решетку смог увлечь колокол? Сколько она весит в сравнении с двухсот тонным колоколом, чтобы рвать канаты? Порвалось всего четыре каната, а везут аж двенадцать кабестанов, 36 блоков да еще ворох канатов. - Triv). Кроме того, у петербургского фабриканта П.П. Сазонова он заказал еще "20 канатов в шесть с тремя четвертями дюйма толщиною и в 75 сажень каждый длиною, 10 канатов в четыре дюйма толщиною и в 100 сажень каждый длиною, 2 каната в полтора дюйма толщиною и в 100 сажень каждый длиною и 25 стропов разной толщины и меры" (Зачем Монферрану понадобилось 20 канатов диаметром 17.15 см (возьмите линейку и представьте охват) и длиной 160 м? Аналогичный заказ канатов есть и для перекатки колонн Исаакиевского собора. - Triv). РГИА, 1311, оп. 1, д. 939, л. 5, 10. После всех дополнительных приготовлений очередной подъем Царь-колокола назначали на 23 июля 1836 года. В этот день в 6 часов 5 минут утра (сомнительно, чтоб знать в такую рань встала без особой необходимости - Triv) по команде Монферрана солдаты начали вращать кабестаны, и чере 42 минуты 33 секунды, к великому удовлетворению присутствующих, Царь-колокол благополучно извлекли из ямы, в которой он находился целый век. Монферран обратился к министру императорского двора за разрешением опубликовать альбом с описанием истории Царь-колокола, обещая исполнить к нему иллюстрации. Альбом Монферрана с девятью авторскими иллюстрациями был издан в Париже в 1840 году. В следующем году два экземпляра этого уникального альбома, отпечатанного ограниченным тиражом, он подарил Императорской Публичной библиотеке, сопроводив подарок письмом, адресованным ее директору Алексею Николаевичу Оленину. ОР РНБ, ф. 542. Оленины, д. 257, л. 2". В.К. Шуйский Огюст Монферран. История жизни и творчества. - Спб.: ООО «МиМ-Дельта»; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. Стр. 73-74. Этот подъем лично у меня также вызывает очень большие сомнения. Urbane! Вы не посмотрите этот альбом 1840 года и альбом Монферрана 1820 года? Я пока не освоил поиск в РНБ.

Urbane: По моему мнению, Монферран (Mont-ferrand) - это прозвище. Мастера, создавшего Исаакиевский собор (железные конструкции купола), острые на язык петербуржцы вполне могли прозвать "железной горой" = монт-ферран. Вполне допускаю, что он не был и рисовальщиком - поставить свою подпись под чужим рисунком не так сложно. Думаю, город строили русские архитекторы и мастера - иначе откуда у простых рабочих строительные супернавыки? Вся Европа озаботилась постройкой города-шедевра в не очень-то любимой ими стране? Triv пишет: Вы не посмотрите этот альбом 1840 года и альбом Монферрана 1820 года? Я пока не освоил поиск в РНБ. Поищу. Как называются альбомы?

Triv: Urbane пишет: Думаю, город строили русские архитекторы и мастера Я тоже так думаю. Urbane пишет: Как называются альбомы? Montferrand A. Eglise de St. Isaac, restauree et augmentee d'apres les ordres de l'empereur et roi. St.-Petersbourg, 1820. Montferrand A. Notice sur l'exploitation des trente-six colonnes en granite, destinees a la construction des portiques de l'Eglise de St. Isaac. St.-Petersbourg, 1820. Montferrand A. Description de la colonne monumentale de l'Empereur Alexandre I. Paris, 1834. Montferrand A. Description de la grande cloche de Moscou. Paris, 1840. Работ Монферрана оказалось больше.

Urbane: Вы подвигли меня на чтение книги Ротач и Чекановой. На первых же страницах обнаружила весьма любопытную мысль: Можно предположить, что он, как и все посвящавшие себя архитектуре, много путешествовал по Италии и занимался обмерами памятников античности. Если принять эту мысль за истину, всё встаёт на свои места - это самое логичное объяснение немыслимой плодотворности и фантастического таланта мосье Монферрана. Любопытно, что франкоязычная википедия пишет об этом открытым текстом: La reconstruction de Saint-Isaac. Реконструкция собора, а не постройка. Акварель В. Садовникова в подтверждение: Арка Главного штаба. 1830 год (Sic!). Из альбома "Санкт-Петербург а акварелях... из собрания Эрмитажа" 2009 года.

Urbane: Выставка к 175-летию со дня открытия Александровской колонны "Восьмое чудо света" в Музее городской скульптуры (2009 год): ХРОНИКА РЕСТАВРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ 1835 Обнаружена трещина в одной из ступеней стилобата, гранитная ступень заменена. 1836 Для ликвидации появившихся на фусте колонны под капителью известковых потеков установлены леса, обнаружены отверстия болтов, из-за которых вода проникала внутрь капители. Отверстия заделаны свинцом, пятна смыты, проведена мастиковка гранитного фуста. 1844 Проведены «исправления в ступенях» стилобата. 1847-1850 Ежегодная частичная реставрация ступеней, тротуара, стилобата. 1862 Первая капитальная реставрация, с мастиковкой трещин на фусте и стилобате с последующей полировкой. В ходе этих работ над капителью были укреплены 4 медные цепи с кольцами, для удобства осмотра колонны без сооружения лесов. 1912 Реставрация к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.: мастиковка трещин, натирка гранитного ствола льняным маслом «для обновления цвета гранита». 1935-1939 Обследование колонны с целью выявления ее устойчивости. С помощью приборов установлено, что состояние колонны не вызывает опасений. 14 июля 1939 Александровская колонна, в числе наиболее значительных памятников Ленинграда, переходит в ведение организованного постановлением Ленсовета Музея городской скульптуры. 1941-1944 Александровская колонна была укрыта защитным каркасом из досок на 2/3 своей высоты. 1945 Обследование колонны с целью выявления дефектов и утрат. 1950 Первая послевоенная реставрация колонны. Работы по завершению в виде сферы и покрытию капители. 1963 Капитальная реставрация. Исполнитель: СНПО «Реставратор». 1977 Реставрация и восстановление фонарей. Укладка нового гранитного покрытия вокруг памятника. 1987 Частичная реставрация: промывка гранитного постамента, окраска торшеров, замена стекол фонарей. 1991 Обследование памятника вантовым методом (с использованием вертолета и механизмов типа «Скайлифт», без установки лесов) Исполнитель: АОЗ «Комплект» и ЛО СП «Автокомп». Был проведен отбор проб загрязнений и патины металла, фотофиксация повреждений поверхности. 1991-1992 Аварийные работы с лесов: зачеканка и герметизация швов, трещин фигуры Ангела, полусферы, цилиндрического постамента, очистка от натеков и консервация металла капители, очистка и консервация гранитного монолита. 1996-2000 Ежегодные аварийные реставрации с удалением посторонних надписей, наклеек, расчисткой и промывкой бронзовой и гранитной поверхности постамента. 2001 Обследование технического состояния колонны. Исполнитель: ЗАО «БЭСКИТ». 2002-2003 Капитальная реставрация с установкой лесов. Комплекс разносторонних исследований, в том числе рентгенофаразовый. Определены наслоения окислов и солей металлов, входящих в бронзовый сплав. Произведено эндоскопическое исследование с помощью оптиковолоконного эндоскопа для определения конструкции крепления скульптуры Ангела. Отмечено расхождение со схемой, предложенной в проекте Монферрана. Определены участки, содержащие хлориды меды, т.е. следы «бронзовой болезни». С целью защиты скульптурного декора из медных сплавов от негативного воздействия атмосферно-экологического фактора применена новая методика (разработчик — реставратор 1-й категории В. Г. Сорин). Методика предусматривала расчистку струйно-вихревым методом, дающим полную гарантию сохранения пластической авторской проработки, и плазменное напыление (слоем 100 микрон) высокодисперсного медного порошка (т.н. «жертвенный слой»). В поры слоя вводится ингибитор коррозии меди, затем напыленная поверхность покрывается слоем барьерной защиты из полимера естественного происхождения (пчелиный воск). Выполнен ряд мер по укреплению статуи Ангела в пространстве. Комплексная реставрация гранита: расчистка, мастиковка, шлифовка, полировка, консервация. Реставрированы 4 фонаря. Исполнитель: ООО «Интарсия». 2003-2004 Воссоздание исторической ограды вокруг Александровской колонны. Проектно-сметная документация разработана ПИ «Ленпроектреставрация», согласована с КГИОП. Исполнитель: ООО «Интарсия».

Triv: Urbane пишет: Реконструкция собора, а не постройка. Да. Именно реконструкция. Про Исаакиевский собор это открыто сказано и в "Записках" Вигеля. Колонна, как впрочем и памятник Петру I (голову заменили, руку подправили, а копье убрали, и осталось изображение прежнего памятника только на копейках), я думаю, находились внутри храмов. Храмы разобрали, и памятники открылись. Поэтому везде писалось об открытии памятников, а не об их установке. Ведь современников событий не обманешь. А все описания строительства писались для будущих поколений ограниченными тиражами. Художникам и цензуре в эти времена приходилось туговато. Было бы очень интересно ознакомиться со всеми нормативными документами цензурного комитета того времени. Частые реставрации древностей вполне естественны. На то они и древности.

Urbane: Triv пишет: я думаю, находились внутри храмов. Храмы разобрали Какие храмы Вы имеете ввиду? Известно, что Великий Новгород (= Большой Петербург) был безбожным городом и не признавал христианство.

Triv: Urbane пишет: Какие храмы Вы имеете ввиду? Какие храмы - это не главное. Важно то, что в них находились и сохранялись святыни или то, что дорого сердцу народа.

Urbane: Triv пишет: Какие храмы - это не главное. Важно то, что в них находились и сохранялись святыни или то, что дорого сердцу народа. Если верить официальной истории, русский народ был патологически православым. Кто посмел построить в столице империи неканонические храмы? Тот же Казанский собор - типичный "античный" храм.

Triv: Urbane пишет: Кто посмел построить в столице империи неканонические храмы? Тот же Казанский собор - типичный "античный" храм. Вариантов было всего три: 1. Бесследно храмы уничтожить. 2. Официально признать древними храмами. 3. Приспособить храмы для нужд православной церкви, создав "бумажную" историю строительства. "Хозяева" жизни выбрали последнюю версию.

Urbane: Triv пишет: 1. Бесследно храмы уничтожить. В городе с таким большим населением практически невозможно - не позволили бы. Романовы ведь удерживали власть исключительно за счёт огромного репрессивного аппарата - армия, казаки, жандармы, полиция etc. Triv пишет: 2. Официально признать древними храмами. Такое признание полностью уничтожает "гениального" преобразователя России и его потомков, как правителей России. Кто ж признает незаконность своей власти? Triv пишет: Приспособить храмы для нужд православной церкви, создав "бумажную" историю строительства. Это единственно возможный вариант. Креститель Руси Владимир-Василий к этому и призывал - с предварительным освящением "скверных" мест.

Urbane: Triv пишет: Было бы очень интересно ознакомиться со всеми нормативными документами цензурного комитета того времени. В Президентской библиотеке - Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год : напечатан по распоряжению Министерства народного просвещения. - Санкт-Петербург : в Тип. Морского министерства, 1862. - [3], 482 с. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре При Николае I тотальный контроль - разве что фантики для конфет неподцензурны. Сожалею - альбомов Монферрана не нашла.

Urbane: Нашла информацию об интересующей Вас церкви: Флигель Зимнего дворца времени императрицы Елизаветы. Флигель построен Ф.-Б. Растрелли в 1746–1747 гг. Он имел Г-образную форму и располагался у юго-за- падного угла современного Зимнего дворца. При строительстве последнего, в середине 1750-х гг. флигель был разобран (кроме церкви, простоявшей еще около 10 лет). Архео- логические работы 2002 г. проводились на участке размерами 11×18 м. Площадь раскопа была меньше и составила 11×9 м. Работами был раскрыт мощный фундамент южного крыла флигеля. Он сложен из известняковых плит и «рваного» камня на известковом рас- творе и залегает в культурном слое мощностью 1,4 м. В одном из помещений выявлен участок сводчатого кирпично-каменного коллектора второй четверти XVIII в., частично разобранного при строительстве флигеля. (Труды археологической экспедиции СПбГУ в 1996-2004 гг., стр. 47) Меня всегда изумляло умение историков по фундаменту воссоздавать утраченное здание. На рисунке Махаева купол церкви помещён на крышу флигеля. Каким образом можно разобрать флигель, сохранив при этом церковь? Нынешний дворец был построен в 1762 году. Если церковь простояла ещё 10 лет, где картинки их совместного существования?

Triv: Urbane пишет: Каким образом можно разобрать флигель, сохранив при этом церковь? А главное зачем? От временного дворца до церкви Рождества Богородицы (Казанской) рукой подать. Urbane пишет: При Николае I тотальный контроль - разве что фантики для конфет неподцензурны. При всем при этом не нашел критериев запрета. О чем нельзя писать, что нельзя рисовать?

Urbane: Triv пишет: А главное зачем? Немотивированность - отличительная особенность романовской "бумажной" истории. Поверженный лев на западном горельефе Александровской колонны - символ чего? Как известно, Александр I, а также Барклай-де-Толли (sic!) были отмечены высшей степенью шведского ордена Меча (ранее орден Меченосцев - с ними воевал Александр Невский) - Большим крестом, т. е. были командорами Ордена Меча. На парадных портретах этих особ изображена брошь в виде меча - приложение к кресту. Ваше мнение о льве? Triv пишет: При всем при этом не нашел критериев запрета. О чем нельзя писать, что нельзя рисовать? Не могу вспомнить, где читала - Николай I лично редактировал изображения военной формы, как современной ему, так и предшествовавшей его правлению.

Triv: Urbane пишет: Ваше мнение о льве? Могу сказать только одно, что Гальский петух на льва не похож.

Urbane: Ещё один момент - на "древнерусском" щите изображена медуза Горгона.

Svarog: Triv пишет: Любопытно было бы ознакомитья с перепиской того времени. Такие чудеса происходят на глазах, как не поделиться с друзьями и близкими. Однако, при описании тех событий ссылок на письма не встречаютя. Может быть, в письмах этих описаний нет ввиду отсутствия событий?.. Попробовал найти, через полчаса надоело... Август-сентябрь 1832 год, известные личности (Пушкин, Лермонтов, Николай и т. д.) пишут письма... и ни слова не упоминают об этом событии, хотя сегодня фильм смотрел про Монферрана (улыбнуло) и там сказано было, что на подъеме колонны присутствовало более 100 000 человек - реально заурядное событие..:)

Svarog: Urbane пишет: Акварель В. Садовникова в подтверждение: Арка Главного штаба. 1830 год (Sic!). Слишком уж очевидная нестыковка, поэтому решил проверить. Просмотрел более сотни акварелей Садовникова, на некоторых стоят даты, на некоторых нет, но именно под этой репродукцией (ни на одной не нашел 1830 г) стоит либо просто 1830 либо 1830 гг либо 1830-е то есть она могла быть написана и в 1834 и 1839.....

Urbane: Svarog пишет: то есть она могла быть написана и в 1834 и 1839..... Обратите внимание на фонари. Согласно информации из Музея городской скульптуры, фонари, выполненные по рисунку К. К. Рахау, установлены в 1876 году. Годы жизни Садовникова 1800-1879.

Svarog: Честно говоря, я там не вижу фонарей ОКОЛО колонны, но дело не в этом.... Просто в этой теме ключевая мысль: колонна стояла задолго до её "открытия", видимо внутри церкви, которую разрушили, тем самым открыв колонну, НО Вот "Литография К. П. Беггрова. 1830-е гг.": Ни колонны, ни церкви или какого-либо строения нет.....

Svarog: Для прикола - надпись та же (Литография К. П. Беггрова. 1830-е гг.), только картина другая....

Svarog: Urbane пишет: фонари, выполненные по рисунку К. К. Рахау, установлены в 1876 году Может ЕГО фонари и установлены в 1876 году, но в 1866, к примеру стояли вот такие:

Urbane: Svarog пишет: Честно говоря, я там не вижу фонарей ОКОЛО колонны Вы изучаете картинки плохого качества - см. мой пост от 01.03.11 - фонари видны. Крупнее:

Svarog: Дело не в качестве... Я потому и добавил пост про фонари, что они там стояли уже в 30-х годах, а конкретно фонари Рахау поставили в 1876 году. Вот к примеру: "В. С. Садовников 1840-е гг. Вид Дворцовой"



полная версия страницы